- На
- 26 Nov 2018
- Reading time
- 0 minutes
Собственный автомобиль - это комфорт передвижений и независимость. Некоторым из нас он еще служит и офисом, и домом. В нем мы поводим значимую часть своей жизни. Автомобиль – это еще и источник повышенной опасности, который каждый автовладелец обязан страховать. Рассмотрим механизм и принцип действия ОСАГО.
История развития в России и Европе
Закон № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 граждане России первоначально восприняли неохотно. Хотя до этого времени участники ДТП разбирались, что называется «на месте». В 90-еы годы люди часто сталкивались с автоподставами по тщательно разработанным криминальным схемам. Это было настоящее бедствие для порядочных автомобилистов. Машину подрезали, потом летела бутылка, создающая вмятину за якобы произошедшее столкновение. Водитель естественно останавливался и выходил. И тут видел такую картину, что да, он как – будто задел. Как правило, из BMV, AUDI или MERCEDES выходила бригада ребят крепкого телосложения и предлагала отъехать, чтобы разобраться или возместить им ущерб на месте.
Хорошо, что на смену этим обычаям пришел правовой механизм страхования ответственности, который заимствован из опыта европейских стран, которые уже целый век с успехом его применяют. Впервые обязательство страховать транспортные средства ввело Соединенное Королевство в 1930 году. Германия только 1939 году начала страховать гражданскую ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам. Сейчас для поездок по странам Евросоюза необходимо оформить Зеленую Карту – международный сертификат страхования транспортных средств. География стран – участниц системы Green Card растет и поэтому стоит уточнять в страховых компаниях, для выезда в какие страны она может потребоваться. Например, СК Согласие предлагает оформить полис двух категорий: действующий на территории всех стран – участниц или только для выезда в Украину, Азербайджан, Молдову и Беларусь.
Принцип действия
Страховая компания берет на себя обязательство выплатить компенсаций пострадавшим в случае, если водитель причинит вред жизни, здоровью или имуществу третьих лиц. Максимальный размер выплат составит 500 000 рублей – пострадавшей стороне и 400 000 – имущественная выплата. Здесь важен один момент: в возмещении вреда пострадавшему лицу будет отказано, если имеются обстоятельства грубого нарушения с его стороны, которые привели к этим последствиям.
При расчете страхового полиса ОСАГО применяются сразу несколько коэффициентов.
КВС — возраст-стаж
КБМ — количество страховых случаев за год
КТ — региональный коэффициент
КО — количество водителей, которые указываются в конкретном страховом полисе
КМ — мощность транспортного средства
КП — срок оформления
Другими критериями для расчета служат марка и модель автомобиля, год выпуска, мощность двигателя, наличие или отсутствие прицепа, цель использования (личная, профессиональный водитель, таксист), сезонность использования. Сейчас многие страховые компании предлагают самостоятельно рассчитать стоимость полиса при помощи онлайн калькулятора. На сайтах Ингосстрах, Ренессанс, СОГАЗ, вы сможете узнать цену без необходимости регистрироваться. Ингосстрах еще и покажет при этом, с какого периода будет действовать ваш полис. Как правило, это через три дня после оформления. До этого страховка не действует, даже если вы ее уже оплатили, она должна быть учтенной в реестре.
Вы можете получить штраф за езду без страховки, даже если покажете сотруднику ГИБДД электронный чек по оплате. СОГАЗ предлагает оформить ДАГО (расширенный вариант). При расчетах в этой страховой вы можете по желанию указать франшизу (сумму, которую готовы покрывать самостоятельно). ВСК Страховой Дом по полису ОСАГО страхует гражданскую ответственность. Дополнительно предлагает оформить КАСКО разных видов и возмещение за повреждение лобового стекла без справок.
Порядок действий при наступлении страхового случая
Итак, предположим, случилось неприятное событие – Вы попали в ДТП. Что дальше? Во-первых, не забываем, что если на первый взгляд нет сильных повреждений внешних, и это небольшие вмятины или даже скорее «ссадины» машины, то не стоит вызывать представителей автоинспекции, создавая многокилометровые пробки. Зафиксировать ДТП без их участия можно в следующих случаях:
- отсутствуют пострадавшие лица;
- к происшествию причастны только две машины и нет разночтений и споров по причинам столкновения;
- у обоих водителей есть полис.
Вы можете просто следовать регламенту
1. Сделайте фотофиксацию повреждений, не меняя положений автомобилей, предварительно установив, конечно знак аварийной остановки на расстоянии 15 метров.
2. Заполните бланк Европротокола, который прилагается к каждому полису ОСАГО на месте с другим участником, оставив подписи.
3. Обязательно возьмите контактные данные у другого водителя.
4. Зафиксируйте желательно на онлайн картах, место, где произошло ДТП, проверьте наличие камер наблюдения рядом. В доказательствах могут пригодиться данные с камер, которые расположены и на торговых центрах, и на придорожных ресторанах, барах, кафе и других зданий.
Когда вы заполняете бланк самостоятельно, без справки из ГАИ, сумма покрытия составляет не более 50 000.
Если, все-таки вы сильно пострадали, настаивайте на вызове инспекторов ГАИ.
Какие столкновения могут считаться сильными?
Лобовое столкновение.
Что подвергается риску?
В первую очередь, вы сами, срабатывает пир – патрон подушки безопасности. Нос, лицо, если Вы были пристегнуты. Если Вы не пристегнулись, велика вероятность получить максимальные повреждения. В автомобиле возможна деформация трансмиссии, двигателя, коробки передач. Рама, если она предусмотрена в конфигурации автомобиля, значительно уменьшает риск внутренних (скрытых) повреждений.
Что делать?
Выставить аварийный знак (многие до сих пор используют 5 –литровые бутылки и другие подручные средства, что на самом деле недопустимо). И вызвать сотрудников автоинспекции. После разбора причин ДТП вы получаете на руки справку, которую необходимо предоставить в страховую.
Вы успешно собрали и передали все документы в страховую компанию. Далее Вам будет предложено пройти диагностику в одном из прикрепленных за страховой компанией автосервисов. Мастер внимательно осмотрит машину визуально и проведет компьютерную диагностику на выявление наличия скрытых повреждений. Все безусловно документируется и передается в специальный отдел страховой компании, который занимается непосредственным разбором деталей происшествия. Туда поступают документы от участников ДТП, результаты диагностирования из автосервиса.
Там происходит настоящее расследование. При любых сомнениях в достоверности сведений, команда запрашивает данные с камер видеонаблюдения. То есть, если вы повредили правое переднее крыло, а потом еще предъявили требования к возмещению иных, не связанных с конкретным происшествием, ущербов - передний бампер, правое заднее крыло, фары - будьте уверенны, вся дезинформация обнаружится. В этом отделе сидят специально обученные люди, имеющие опыт и прошедшие подготовку. Если ущерб, по самым предположительным данным, составит более 50 000 рублей, то здесь без справки из ГАИ не обойтись.
Вам предложат отремонтировать свой автомобиль в одном из автосервисов, с которыми есть договор у вашей страховой компании. Здесь надо понимать, что Вы не получаете на руки деньги. Их перечислит страховая в автосервис по итогам. Если ущерб на сумму больше максимально установленной, то остаток придется доплачивать из своего кармана. Дополнительное покрытие обеспечивает полис КАСКО, который не является обязательным. Только покупка транспортного средства в кредит является причиной принуждающей к оформлению КАСКО.
Выбор дополнительных мер по нивелированию последствий при выборе КАСКО – это добровольное волеизъявление. Каждый сам решает, как еще можно себя обезопасить. Но самыми главными принципами для каждого водителя должны быть следование правилам дорожного движения, взаимоуважения на дороге и аккуратный стиль вождения. Удачи на дорогах!